+1Платформа

9 подписчиков

Как быстрее прийти к будущему без выбросов СО2

Как быстрее прийти к будущему без выбросов СО2

На пути к массовому переходу на электромобили есть не только инфраструктурные и технологические препятствия. Владение таким транспортным средством заставляет полностью пересмотреть потребительские привычки, что не так-то просто.

Антон Скибин, директор по акселерации по направлению «Энергетика и транспорт» кластера энергоэффективных технологий Фонда «Сколково», проводит параллели внедрения электротранспорта с практикой раздельного сбора мусора и рассуждает, как быстрее прийти к электромобильному будущему без выбросов СО2.

Выбросы на колесах

В апреле 2022 года группа экспертов ООН по изменению климата опубликовала доклад, где прямо дала понять, что если до 2030 года не сократить выбросы углекислого газа на 43%, человечество ждет худший из возможных сценариев.

На легковые автомобили и малый коммерческий транспорт приходится почти 15% выбросов СО2. Кажется, что частично выполнить поставленную ООН задачу поможет быстрый переход на электромобили. Но сделать это за год-два в России будет не так просто: и дело не только в замене парка транспорта или развитии инфраструктуры зарядных станций.

Дефицит просвещения

Чтобы разобраться, посмотрим на другое хорошо знакомое экологическое направление последних лет — раздельный сбор отходов и их вторичное использование.

Мировая практика показывает: чтобы это начинание прижилось в обществе, одновременно с установкой контейнеров и строительством перерабатывающих заводов нужно заниматься образованием людей. Поэтому когда за подобные проекты берутся такие крупные ассоциации и компании, как «Чистая страна», «Балтика» или Coca-Cola, они параллельно с инфраструктурой занимаются и просвещением.

Последнее сложнее: чтобы поменять привычки людей, порой уходят десятилетия. Например, в Швеции для формирования сложившейся культуры раздельного сбора потребовалось около 20 лет. Успело смениться целое поколение, которому с детского сада рассказывали, как сортировать отходы по фракциям. Тяжело отказаться от устоявшихся привычек, тем более если альтернативное поведение требует усилий. Новая модель поведения

Главная сложность в переходе на электромобили — изменение поведения. Как и в случае с раздельным сбором тут желание быть экологически ответственным сталкивается с потребительскими привычками. За сотню лет использования автомобилей у владельцев сложилась определенная модель поведения. Водитель на своем автомобиле заезжает на заправку и за 10 минут пополняет запас топлива на неделю.

С электромобилями так не получится. Во-первых, на неделю заряда не хватит при среднем пробеге автомобиля. Во-вторых, за 10 минут заряд батареи невозможно пополнить, поэтому у автомобилистов возникают вопросы и опасения: «Что, если не хватит зарядки и авто остановится на полпути?», «Что, если не будет свободной электрозаправки?», «Нужно иметь максимальных запас энергии с собой?».

Перейти от модели полной заливки бака за 10 минут к модели дробного пополнения заряда в разных местах присутствия (у офиса, в ТРЦ, рядом с домом, во время обеда в кафе и т.д.) — значит поменять поведение. Приложений с картами доступных зарядок и подобных проектов достаточно много запущено в России, например: ПлагМи, В4Д, Zevs. Но смена поведения потребует от автовладельцев определенных усилий и длительного переходного периода.

Прыжок в будущее

Рассмотрим, какие есть варианты, чтобы не ждать десятилетия и сразу отправиться в светлое экологическое будущее с электромобилями (тем более, согласно докладу ООН по климату, лишнего времени у нас нет). Путей два, причем они не взаимоисключающие.

1. Компромиссный

Уже четверть века используются транспортные гибриды, которые фактически в одной конструкции объединяют три составляющих: бензиновый автомобиль (еще и с новым супер эффективным малолитражным двигателем), электромобиль и зарядную станцию на борту.

Эти три устройства под одним капотом усложняют и удорожают конструкцию. Также соединение трех технически сложных устройств может увеличить появление проблем и поломок. А ещё здесь всё так же используется ДВС, значит выбросы уменьшатся, но исчезнут полностью. Гибрид хорош только тем, что эмиссия СО2 от него меньше, а человек учится изменять потребительские привычки, имея подстраховку в виде бензинового двигателя.

2. Футуристический

Автолюбители могут перейти на сочетание автопилота и шеринга, когда электромобиль будет приезжать к человеку по запросу и интегрироваться в систему общественного транспорта. Это в принципе снимет вопрос заботы о транспортном средстве с владельца, а значит ему не придется менять потребительские привычки и привыкать к новому формату подзарядки. Такой подход также решит проблему пиковых нагрузок на инфраструктуру — соединенные в общественную сеть электромобили смогут «договориться» и заряжаться так, чтобы нагрузка распределялась равномерно.

Перспектива не так далека, как кажется на первый взгляд. Компания «Яндекс беспилотные технологии» получила разрешение на тестирование такси с автопилотами на улицах Москвы уже с настоящими пассажирами. А «Московский транспорт» в нескольких населенных пунктах Новой Москвы тестирует сервис «По пути». Маршрут мини-автобуса выстраивается по запросу, исходя из заявок о точках отправления и назначения конкретного пассажира. Ждать приезда транспорта после заявки в приложении нужно не более 30 минут.

Что ещё можно сделать?

Для комфортного будущего электромобилистов нужно подготовить инфраструктуру, попутно упрощая жизни владельцам электромобилей. В первую очередь, должно быть достаточно много зарядных станций, расположенных в удобных местах. В августе прошлого года в России утвердили Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в РФ на период до 2030 года. По результатам программы за 3-5 лет будут установлены тысячи новых зарядных станций.

Параллельно с этим могут развиваться альтернативные способы зарядки. Например, резидент «Сколково», стартап Volt2Go, развивает сервис мобильных зарядных станций. Если у электромобиля закончился заряд батареи и рядом нет стационарной станции, то через приложение можно вызвать мобильную зарядку. Подобную систему тестируют примерно в одно время в России, в США и в Европе.

Есть ещё один способ «примирить» поведенческие привычки с необходимостью пополнения емкости батареи — использовать новые сценарии зарядки. Например, КАМАЗ развивает большой проект по электробусам. Инженерами компании была создана уникальная модель пополнения запаса хода, когда транспортные средства заряжаются на сверхбыстрых зарядках на промежуточных остановках. Это происходит не раз в сутки, а во время прохождения маршрута.

Подобную модель дробного заряда можно реализовать и для легковых электромобилей, если избавить владельца от необходимости при каждой стоянке подключать разъем. Инзарус — разработчик технологии бесконтактных станций — для зарядки нужно просто припарковать автомобиль на оборудованном парковочном месте.

Эти инициативы не противоречат, а вполне себе органично дополняют тот футуристический сценарий, сочетающий автопилот, общественный транспорт и шеринг, который поможет достичь необходимого для жизни человечества на планете снижения выбросов СО2 и не повлияет на комфорт пользования личным транспортом. После перехода на электромобили готовимся к альтернативным, абсолютно зеленым способам получения электричества: не из ископаемого топлива, а с помощью водородных технологий, преобразующих этот химический элемент в электричество. Но это вопрос технологий — главное, что к этому времени уже сформируются новые транспортные экопривычки.

Ранее +1Платформа рассказывала, когда личный автомобиль станет никому не нужен. Развитие системы беспилотного общественного транспорта очень скоро изменит логистику в городах.

Подписывайтесь на наш канал в Яндекс.Дзен.

 

Ссылка на первоисточник

Картина дня

наверх